Фото и публикация: София Загряжская
Одна из старейших электростанций Москвы занимала комплекс зданий по адресу Болотная набережная, 15 в районе Якиманка. С 1907 года эта ГЭС снабжала энергией отдельные объекты столицы, но в 2006 году была закрыта в связи с «физическим и моральным износом» и избыточной стоимостью производимой электроэнергии. В 2015 году уникальный объект был продан с торгов главе ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону под строительство современного дома культуры, после чего фонд современного искусства V-A-C Михельсона начал реконструкцию здания. 17 августа 2021-ого объявлено о начале ввода объектов пространства в эксплуатацию, а уже 4 декабря этого же года дом культуры «ГЭС-2» был полностью открыт для свободного посещения.
Светло, уютно, удобно и очень чисто. Открытый в постпандемийный год, объект полностью соответствует не просто высокому, а повышенному уровню требований к вопросам чистоты; двери и створки лифтов открываются автоматически, при желании можно воспользоваться находящимися рядом антисептиками, а огромные пространства позволяют соблюдать комфортную дистанцию. Здесь кажется, немноголюдно, и это необычное и приятное ощущение для жителей многомиллионного города.
На стенде администратора можно познакомиться с программой досуговых и образовательных мероприятий дома культуры, есть кафе, а для удобства родителей с младенцами комната для переодевания малышей.
На Спуске набережной Водоотводного канала до сих пор расположена работа швейцарца Урса Фишера “Большая глина № 4”, вернисаж которой состоялся прошлым летом и вызвал тогда немалую критику. 13-метровая скульптура Фишера представляет собой увеличенную примерно в 50 раз и отлитую из алюминия копию комка глины, который автор разминал в руках. По замыслу, работа олицетворяет вечный творческий поиск.
Из знаменитых арт-объектов также представлена скульптура «Пространство света» Джузеппе Пенона. Произведение подчеркивает творческую идею — слияние труда человека и гения природы. Итальянский художник наткнулся на упавшее дерево в горах, и сразу же придумал, что будет красиво, если соединить его куски с бронзой, как олицетворение синтеза экологии и цивилизации.
Дизайн-объекты соседствуют с березовой рощей, геометрическая стройность которой может конкурировать с произведениями художников по завершенности форм, организованности и ритму пространственного решения.
Все интерьерные решения ГЭС-2 выражены в технологичном стиле и соответствуют представлениям о современном арт-пространстве. Что касается экстерьера, то здания предстают хотя и в обновленном, реконструированном состоянии, все же сохранившими свой первоначальный исторический вид.